Посольство Республики Казахстанв Российской Федерации

«За 25 лет мы построили образцовые отношения, которые должны быть между дружественными соседями и государствами»

Н.А.Назарбаев, Президент Республики Казахстан

На главную

Евразийская экономическая интеграция

Республика Казахстан является инициатором и активным участником многих интеграционных процессов. Впервые идея о евразийской интеграции была озвучена Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в 1994 г. Сначала эта инициатива, на тот момент казавшаяся революционной, была воспринята неоднозначно. Однако со временем она получила большую поддержку и развитие.

Как результат – на первом этапе был создан Таможенный союз, затем Единое экономическое пространство, а с 1 января 2015 г. стартовал Евразийский экономический союз, основателями которого стали Казахстан, Беларусь и Россия. В этом же году полноправными членами ЕАЭС стали Республика Армения и Кыргызская Республика.

Наряду с Европейским союзом, становление которого началось в середине XX века, ЕАЭС стал вторым примером полноценного экономического союза в мире.

ЕАЭС не является политическим объединением. В ходе работы над Договором о Союзе государства-члены ЕАЭС осознанно отказались от его политизации и включения в компетенцию Союза вопросов, затрагивающих национальный суверенитет. В рамках ЕАЭС рассматриваются вопросы исключительно экономического сотрудничества, а также обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов его государств-членов.

ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, в основе которой договоренности, достигнутые государствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. и международными договорами в рамках Союза.

Основными целями ЕАЭС являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов Союза в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, а также всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Экономический потенциал евразийской интеграции очень высок. Совокупный объем экономик государств составляет более 2,2 триллионов долларов США, с численностью населения более 182 миллионов человек.

В условиях континентальной «замкнутости» важнейшим системным аспектом для роста экономики Казахстана и ее диверсификации является снижение транспортных издержек. В рамках ЕАЭС договоренности о доступе к инфраструктуре и внутригосударственным тарифам стран-партнеров на перевозку грузов позволило казахстанскому бизнесу сократить транспортные издержки. Соответственно, повысилась конкурентоспособность казахстанской продукции на внешних рынках.

Единые принципы технического регулирования, общая система ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности позволяют перемещать продукцию по территории государств-членов по единым требованиям и на равных условиях.

Гражданам и бизнесу государств-членов ЕАЭС уже стали ощутимы преимущества от свободного передвижения рабочей силы. Рядовые граждане стран Союза могут работать в любом из государств-членов без получения разрешений на осуществление трудовой деятельности, использовать документы об образовании без процедуры их признания.

С 6 мая 2017 г. в государствах-членах ЕАЭС начал дествовать единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий.

К 2019 г. будет сформирован общий электроэнергетический рынок, который обеспечит эффективную систему ценообразования, увеличит объемы производства электроэнергии и экспортную составляющую энергосистем стран. В рамках общего электроэнергетического рынка снизится вероятность возникновения дефицита электроэнергии.

В рамках ЕАЭС были достигнуты договоренности по формированию к 2025 г. общего рынка нефти и нефтепродуктов. Он предусматривает неприменение во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин и ограничений. Кроме того, к 2025 г. будет предоставляться доступ к газотранспортной инфраструктуре. Казахстан заинтересован в решении данных вопросов.

Договоренности о доступе к инфраструктуре стран-партнеров позволят сократить транспортные издержки наших экспортеров. Соответственно повысится конкурентоспособность казахстанской продукции, которая направляется на экспорт, в том числе и в страны Европы. Между государствами-членами ЕАЭС имеются взаимосвязанные системы поставок нефти и нефтепродуктов. Применение общих условий торговли без барьеров позволит обеспечить стабильность и сбалансированность в функционировании этих систем.

В условиях снижения темпов мирового экономического роста, участие Казахстана в евразийской экономической интеграции создает необходимый фундамент для диверсификации экономики, повышения производительности труда.

Кроме того, усилия в деятельности ЕАЭС сфокусированы на активизации международных контактов. Расширение торгово-экономических связей с основными партнерами и новыми растущими рынками должно стать импульсом для повышения роли ЕАЭС на всем континенте. Свидетельством привлекательности ЕАЭС является заинтересованность более 30 стран мира в подписании с ЕАЭС договоров о создании зоны свободной торговли.

В настоящее время подписано более 25 меморандумов о сотрудничестве и взаимодействии ЕАЭС с разными странами, в том числе с Монголией, Чили, Перу, Сингапуром и Камбоджей.

5 октября 2016 г. вступило в силу Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, которое является первым преференциальным договором в рамках ЕАЭС. Имеется мандат на проведение переговоров с КНР, Израилем и Сербией. На заседании Высшего совета 26 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге одобрены решения о начале переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с Ираном, Индией, Египтом и Сингапуром. Партнеры из Южной Америки и Южной Кореи также проявляют интерес к сотрудничеству с Союзом.

Проводится поиск точек соприкосновения с Европейским союзом и Шанхайской организацией сотрудничества. Взят курс на сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».

В целом, Казахстан всегда выступает за поступательное развитие интеграции на широком пространстве Евразии, что на наш взгляд придает мощный мультипликативный импульс глобальному экономическому развитию.

Сотрудничество в рамках ЕАЭС осуществляются в таких сферах как:

  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное регулирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих сторон;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • конкурентная политика;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и (или) муниципальные закупки;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность;
  • трудовая миграция;
  • финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг).

Органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет (главы государств-членов), Евразийский межправительственный совет (главы правительств государств-членов), Евразийская экономическая комиссия (Комиссия), а также Суд ЕАЭС, который находится в г.Минске.

Комиссия состоит из 2-х уровней – Совета и Коллегии. Совет представлен пятью заместителями премьер-министров государств-членов. Коллегия Комиссии состоит из 10 человек, по 2 представителя от каждого государства. Месторасположение Комиссии – г.Москва. Председателем Коллегии на четырехлетний период (с 1 февраля 2016 г.) избран представитель Республики Армения – Саркисян Тигран Суренович.

Все решения, принимаемые Высшим, Межправительственным советами и Советом Комиссии принимаются консенсусом, что позволяет учитывать интересы каждого государства-члена.

В Коллегии Комиссии заложен механизм принятия решений консенсусом и квалифицированным большинством. Консенсусом принимаются решения по наиболее чувствительным вопросам, по остальным – квалифицированным большинством в две трети голосов.

При этом любые решения, которые принимает Коллегия, могут быть пересмотрены вышестоящими органами Союза – Советом Комиссии, Межправительственным советом, Высшим советом. И как крайняя мера, любой вопрос может быть оспорен в Суде ЕАЭС.

По предложению Республики Казахстан, в структурных подразделениях, как Комиссии, так и Суда, должности директоров и заместителей директоров заняты представителями государств-членов с учетом соблюдения принципа их равной представленности.

В настоящее время Комиссия состоит из 25 департаментов, в которых каждая сторона представлена 5 директорами и 13 заместителями директоров департаментов Комиссии. Остальные сотрудники назначаются пропорционально долевому участию государств в финансировании этих органов. Штатная численность Комиссии – 1071 человек.

В целом, деятельность ЕАЭС направлена на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан государств-членов. ЕАЭС является мощным стимулом для развития и всесторонней модернизации экономик государств-членов и их вывода на ведущие позиции в глобальном мире.

Официальный веб-сайт Евразийской экономической комиссии


Министр ЕЭК Тимур Жаксылыков отметил актуальность развития регионального сотрудничества как важного фактора повышения конкурентоспособности стран

Перед странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стоят важнейшие задачи по повышению конкурентоспособности и качества экономического роста, осуществлению структурной и технологической модернизации экономик, снижению зависимости от мировых сырьевых рынков. Такое мнение выразил член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Жаксылыков, выступая на специальной сессии высокого уровня «Улучшение инвестиционного климата Казахстана и повышение международной конкурентоспособности Центральной Азии» в рамках Астанинского экономического форума.

«Очевидно, что стержнем экономической политики государств Евразийского экономического союза должны стать стимулирование инновационной активности, создание производств с высокой добавленной стоимостью», – считает министр ЕЭК.

В этом направлении странами Союза проводится большая работа. В частности, в промышленной сфере в сентябре 2015 года главами правительств приняты Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Целью этого стратегического документа является углубление кооперационного сотрудничества, проведение инновационной модернизации действующих производств, освоение новых видов конкурентоспособной экспортоориентированной продукции, что станет основой для формирования инновационной экономики государств Союза. Кроме того, страны ЕАЭС активно продвигаются к формированию единого транспортного и энергетического пространства.

По мнению министра ЕЭК, успешное решение этих задач невозможно без активизации инвестиционной политики. «Только инвестиции, направленные на технологическое обновление, развитие высокотехнологичных отраслей, создание развитой инфраструктуры, приоритетное развитие «экономики знаний» позволят нам обеспечить ускорение социально-экономического развития, повышение конкурентоспособности государств», – заявил Тимур Жаксылыков.

В связи с этим, как отметил Тимур Жаксылыков, важное значение приобретает формирование соответствующего финансового механизма, который позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста стран ЕАЭС, стабилизировать макроэкономическую ситуацию и осуществить инновационный прорыв в развитии.

Министр ЕЭК напомнил, что в 2025 году должен быть запущен общий финансовый рынок стран ЕАЭС. Уже сегодня Комиссия совместно с государствами-членами ведет работу по гармонизации национальных законодательств в сфере финансового рынка, а также разрабатывает предложения по формированию ключевых сегментов общего финансового рынка. Этот рынок расширит возможности кредитования реального сектора экономики стран ЕАЭС, позволит активизировать инвестиционное сотрудничество, повысить деловую активность.

По поручению глав государств ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия совместно с правительствами и национальными, центральными банками стран-участниц ведет работу по подготовке Концепции формирования общего финансового рынка. В документе найдут отражение цели, принципы, задачи, ожидаемые результаты и основные направления формирования общего финансового рынка, включая порядок его регулирования, осуществление надзора за деятельностью его участников, обеспечение взаимного допуска, создание единого биржевого пространства и другие. Кроме того, в концепции будут зафиксированы функции наднационального органа по регулированию общего финансового рынка, прописаны вопросы административного сотрудничества. «Формирование государствами ЕАЭС согласованных подходов в реализации экономической политики будет способствовать решению задач модернизации национальных экономик стран Союза, активизации инновационного сотрудничества, внедрения новых технологий и, как следствие, повышению конкурентоспособности государств ЕАЭС», – считает Тимур Жаксылыков.

Государственные органы

Полезные ссылки