СМИ о Казахстане

"Комсомольская правда": Золотой человек из Казахстана начинает мировое турне в Москве

9.04.2018

В ближайшие полтора месяца москвичей ожидает зрелище, которое нельзя пропустить.

В Музее декоративно-прикладного искусства, что на Делегатской улице, выставлен «Золотой человек», или, как его еще иногда называют, «казахский Тутанхамон».

Здесь можно воочию увидеть результат одного из важнейших археологических открытий XX века: уникальные артефакты из гробницы сакского правителя конца IV-III века до нашей эры. Они были найдены в 1969 году казахскими археологами при раскопках кургана Иссык, недалеко от Алматы.

Такого Москва не видела с 1973 года, когда столицу посетила выставка сокровищ уже упомянутого Тутанхамона. Судите сами: в погребальной камере «Алтын Адама», так именуется «золотой человек» по-казахски, найдено 4800 искусно выполненных украшений из золота, которые позволили воссоздать богатый костюм сакского царя.

Как отметил на открытии выставки специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, уникально «само открытие этого богатства, а это богатство невероятное, оно просто прекрасно как артефакты великой истории и как великий труд мастеров». Но дело не только в золоте. «Открытие «Золотого человека» для Казахстана - это открытие собственной истории… На выставке мы видим истоки казахской государственности», - считает Швыдкой.

И верно: находки из Иссыка позволили ученым по-новому взглянуть на древнюю историю Центральной Азии и открыть для себя богатый мир скифского народа, населявшего территорию нынешнего Казахстана.

"Скифы оставили после себя очень богатое историческое наследие, - сказал на открытии выставки Посол Республики Казахстан в РФ Имангали Тасмагамбетов, - но, к сожалению, до наших дней сохранилось незначительное количество артефактов, среди которых и "Золотой человек". Этим во многом определяется его мировое культурно-историческое значение.

Познакомить мировую общественность с богатым культурным наследием Казахстана – цель выставочного проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира», реализуемого Министерством культуры и спорта республики. Из Москвы «Алтын Адам» отправится в путешествие по музеям Европы, Азии и Америки, которое продлится до 2020 года.

***

Что же это за народ, саки, создавший в середине I тысячелетия до нашей эры столь совершенные изделия?

Широкой публике хорошо известен этноним «скифы». Скифские курганы находят в степных районах Северного Причерноморья, от Дуная до Дона, в том числе в Крыму. В античных источниках середины I тысячелетия до н.э эта территория называется Скифией. Этот ираноязычный народ оставил после себя множество искусно сделанных изделий так называемого «звериного стиля».

В этом смысле сакам, близким родственникам скифов, повезло меньше. Они оказались в тени причерноморских скифов, прославленных благодаря громким археологическим находкам. Лишь со временем археологи выявили, что сходный тип культуры бытовал в то время на обширных территориях Великой степи от северных пределов Китая до Карпатских гор. И находка Золотого человека – одно из подтверждений этого. Родственными скифам народами были сарматы и саки, обитавшие в степях современного Казахстана.

Из письменных источников о саках известно немного. «Саки (скифское племя), - упоминает о них Геродот, - носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так, что стояли прямо…». Такая конусообразная шапка украшает Золотого человека.

Упоминаются саки и в персидских источниках. Они вели оседло-кочевой образ жизни, занимались скотоводством и земледелием, были отличными воинами. Сакская конница участвовала в военных столкновениях того времени, в том числе и в греко-персидских войнах. Сакское общество строилось по принципам военной демократии. Из числа воинов выделялись вожди и цари, которые считались посредниками между небом и землей.

Именно эти люди оставили на территории современного Казахстана погребальные курганы, в одном из которых и были найдены выставленные сейчас сокровища. Размеры сооружений напрямую зависели от знатности того, для кого они были предназначены. Царские курганы саков были величественными сооружениями, достигавшими до 20 метров в высоту и 150 метров в диаметре, простых воинов хоронили гораздо скромнее.

***

Захоронение «Золотого человека», курган Иссык, было обнаружено в 1969 году казахстанскими археологами под руководством Кемаля Акишева. Удивительно, но внешне он ничем не выделялся из 45 соседних курганов, расположенных поблизости, некоторые из которых достигали пятнадцатиметровой высоты. Земляная пирамида всего-то шести с половиной метров высотой была, как и большинство других, ограблена еще в древности.

Но здесь археологов ждала удача. Грабители не заметили, что рядом с погребальной камерой находилась еще одна, поменьше. В ней обнаружились останки молодого человека, лет 16-18, ростом 165 см., погибшего от удара клинка, и множество предметов украшения и утвари. Пол убитого точно не установлен. Возможно, в кургане были погребены члены правящей династии, например, отец и сын, и захоронение младшего уцелело.

Все детали с похоронных доспехов убитого оказались на месте и в хорошем состоянии. Их украшали более 4000 золотых или покрытых золотой фольгой элементов: пряжки, застежки, фигурные бляшки с изображением головы тигра, элементы пояса. Прекрасно сохранился кинжал-акинак, украшенный изображениями 21 животного. Лежали в могильнике и два перстня, на одном из которых вырезан профиль странного человека с длинными волосами и перьями в них.

Костюм «Золотого человека» – штаны, куртка и накидка из красной замши - не сохранился: истлел от времени. Но археологам повезло: они нашли маленький кусочек замши, по которому восстановили все одеяние.

Наиболее примечательной оказалась знаменитая островерхая шапка, украшенная четырьмя золотыми стрелами, символизирующими четыре стороны света. У саков это был знак царской династии. Помимо них головной убор декорировали еще 150 элементов, изображавших различных животных: барсов, архаров, лошадей, птиц, а также тулпары – фигурки коней с большими крыльями и козлиными рогами, которые также относят к символам высшей власти. «Звериный стиль», характерный для всех народов, родственных скифам, проявился в одеянии «Золотого человека» в полной мере.

По количеству золотых находок это погребение уступает только гробнице юного египетского фараона. Но самым ценным оказалось не золото. У южной стены погребальной камеры были сложены предметы утвари: бронзовое зеркало, ложка, глиняные, металлические и деревянные сосуды, в которых, вероятно, были кумыс и мясо для покойного. Среди них обнаружилась серебряная чаша с нацарапанной на ней надписью знаками, похожими на руны.

Вот это уже была настоящая сенсация. До сих пор ни в одном из скифских курганов не было найдено ничего, что бы указывало на существование у этого народа письменности.

Надпись расшифровать пока не удалось. Она состоит из 26 знаков, из которых 17 различных. Вероятно, это алфавитное письмо. Некоторые ученые считают, что мы имеем дело с неизвестным ранее алфавитом, из которого позднее возникло классическое орхоно-енисейское руническое письмо, которым пользовались древние тюрки.

«Ученые до сих пор спорят: есть несколько переводов, точнее говорить, четыре перевода, - говорил на открытии выставки посол Имангали Тасмагамбетов. - В любом случае то, что в IV веке до нашей эры уже существовала письменность, уже не вызывает никаких сомнений».

***

Научное значение открытия казахстанских археологов трудно переоценить. Как писал один из его главных авторов К.Акишев, «комплекс находок в кургане Иссык дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект… Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества... По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана...».

В последующие века саки растворились на территории Казахстана среди других кочевых племен. Постепенно упоминания о них здесь теряются. Но в культуре и обычаях этой страны они оставили свой заметный отпечаток. В этом легко убедиться, посетив выставку «Сокровища Великой степи». «Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из символов современного независимого Казахстана, также как и придуманные древними саками тулпары, крылатые кони. Сакский воин изображен на штандарте президента Казахстана, его скульптурная фигура венчает монумент Независимости в Алматы. Копию «Алтын Адама» можно также увидеть в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

«Казахстан открывает свою историю и заново смотрит на все события, которые происходили на протяжении 2,5 тысячелетий», - справедливо отметил Михаил Швыдкой. Потому что, как сказано в недавно вышедшей книге Нурсултана Назарбаева «Эра независимости», «великоепрошлое рождает великое будущее»

Дмитрий Коптев

Источник