Посольство Республики Казахстанв Российской Федерации

«Отношения Казахстана с Российской Федерацией являются эталоном межгосударственных связей, и мы продолжим развивать это направление»

Нурсултан Назарбаев, Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы

На главную

Новости

Мизансцена напрострел. Художник Чингис Ногайбаев представил новые проекты в Москве

21.09.2019

В культурной гостиной «Дом Ферганы» в Москве открылась выставка-презентация «3+«почеркушка» Чингиса Ногайбаева. Мы встретились с Чингисом в уютном арт-пространстве «Дома Ферганы», чтобы в очередной раз убедиться, насколько подвижно и неуловимо его творчество.

В Москве Чингиса сложно назвать гостюющим. Родился он в Алматы, но окончил Суриковский институт в Москве. Стажировался в театре Драмы и Комедии на Таганке – восстанавливал оформление спектакля «Тартюф» Ж.-Б. Мольера в постановке Ю. П. Любимова. Позже стажировался в Большом театре. Сейчас преподаёт в Московском художественно-промышленном институте и Первом Московском образовательном комплексе, и делает это уже 25 лет.

За плечами художника – восемь персональных и более шестидесяти групповых выставок в России, Казахстане, а также в Великобритании, Чехии, Гонконге, Франции и США. Чингис поистине человек мира. И совершенно точно один из самых ярких представителей дружбы между Казахстаном и Россией. Он живёт «на два дома» и творит тоже. От того, может быть, и образы его такие яркие – отпечаток поликультурного наследия. 

Работы этого казахстанского художника сложно назвать классическими. Оживающие картины нашей повседневной жизни, представленные Чингисом, скорее напоминают сюжеты анимационных фильмов в стиле арт-хаус. Многие с упрёком говорят, что в век цифры он работает карандашом, но по замыслу автора – это и пропаганда карандаша, и провокация, диверсия – не нужно никаких материалов, только бумага и карандаш. Любой может самовыражаться, что лишает этот вид искусства эксклюзивности и делает самым честным.

Два последних проекта Чингиса Ногайбаева – «Встречи в метро» и «Почеркушки» - не коммерческие. Они чёрно-белые, только карандаш без живописи. Два предыдущих – живопись, но и они вызывают некоторое душевное смятение. Автор склонен к серийности. Вот серия работ, где в центре внимания телефон. На одной он стоит, будто задумался, на другой летает, оживает на глазах, приобретает отличные от привычных формы и смыслы. А вот птичья серия. С картин на нас смотрят разномастные пернатые, и каждая с явным человеческим характером. Женская серия самая насыщенная. Здесь героини картин летят по небу, как у Шагала, возлежат пышнотелые в ожидании своего героя, как у Рубенса, претенциозно задирают подбородок, стоя с чемоданом на Красной Площади, как у Боровиковского. Вообще, критики склонны сравнивать творчество Чингиса с другими художниками. Но в итоге работы этого автора – совсем отдельная история, которую, по его словам, он вовсе не замышляет в процессе сотворения. Получается сборник сказок, которые живут отдельной от их автора жизнью. А художник предлагает нам всем найти в них только свой сокровенный смысл. Сын актёров театра, взращённый сценой. В своих полотнах он режиссёр.   

Мастерство художника порой не только в том, что он изображает и как. В современном мире не менее важно заинтересовать зрителя, правильно обозначить идею и представить свои работы. И Чингис Ногайбаев в этом преуспел. Достаточно вспомнить прошлогоднюю выставку «Встречи в метро» в московской подземке на Воробьёвых горах. В огромных стеклянных колбах автор будто заточил свои работы. Но на самом деле оградил от бурного потока пассажиров, снующих в разные стороны со скоростью света. И в этом потоке каждый имел возможность на секунду остановиться, заглянуть внутрь прозрачной колбы с картинами и узнать себя. 150 графических рисунков, словно один большой ответ на все вопросы: кто мы, что мы здесь делаем, в чём счастье, когда включат отопление… Не об этом ли мы задумываемся в долгих поездках из дома на работу и обратно?

А сегодня художник презентовал нам четыре сборника работ за долгий период своего творчество, которые связаны между собой заметной, но ненавязчивой нитью. На обложке первого сборника живописи «Отчизна» - танцующий шаман. На втором – «Загадка» - тот же шаман, сидящий на электрическом стуле в ожидании наказания за своё колдовство. И палач – современный мир со свойственным ему скептицизмом. На третьем – «Встречи в метро» - ожившая кучка картин. Люди в оковах техногенной цивилизации. На четвёртых «Почеркушках» эти картины уже роятся в чьей-то голове. Эти сборники как переливающиеся сосуды. Вольёшь что-то в один и изменятся все разом.

Впереди нас ждёт очередной сборник, но какой? По словам художника он не готов к большой аудитории, поэтому не станет раскрывать всех своих планов. Но у нас есть еще пять дней, чтобы познакомиться с тем, что было создано за 25 лет и наполнить это только собственным смыслом. Автор не только не против, он и всеми руками «за».

Государственные органы

Полезные ссылки