СМИ о Казахстане

"Парламентская газета": Курс Токаева, или Когда транзит власти успешен

8.12.2021

Накануне празднования 30-летней годовщины независимости Казахстана известный российский публицист Леонид Млечин высказался о курсе, проводимом президентом Казахстана.

«Думали, что хитрый восточный приём»

Наверное, вы обратили внимание на то, что постоянно ведутся разговоры о транзите власти в России. И процесс этот вызывает тревогу, явление это кажется чем-то очень опасным, могущим привести к самым прискорбным последствиям. Но на наших глазах реализуется очень успешный транзит власти в Республике Казахстан, которая скоро будет отмечать три десятилетия своей независимости.

Казахстан с момента появления независимого государства три десятилетия назад, в 1991 году, ассоциируется с Нурсултаном Назарбаевым. Назарбаев стал руководителем республики ещё в советские времена. Он вообще-то металлург по специальности, быстро прошёл по карьерной лестнице, ещё при Черненко стал председателем Совета министров советского Казахстана, самым молодым в ту пору во всём Советском Союзе. Потом стал первым секретарём ЦК, потом его избрали президентом. Назарбаев ещё в те времена был такой общесоюзной фигурой, человеком, который был известен всей стране. И он руководил Казахстаном очень успешно.

Но в марте 2019 года, когда срок его полномочий ещё не заканчивался, он внезапно — внезапно для окружающего мира — объявил о том, что покидает пост президента. И действительно, перестал им быть. По Конституции исполнение обязанностей президента перешло к председателю верхней палаты парламента Касыму-Жомарту Токаеву. Я хорошо помню, как тогда начались разговоры о том, что на самом деле Назарбаев никуда не уходит, что все рычаги власти остаются у него, что это просто такой хитрый, восточный приём, а на самом деле ничего не меняется. Я был крайне удивлён этим разговорам, особенно когда эту тему обсуждали люди серьёзные. Потому что, во-первых, я знаю Назарбаева и Токаева — это слишком серьёзные люди, чтобы заниматься мелкой игрой. Во-вторых, было видно, что происходит на самом деле. Токаев тоже мог достаточно долго занимать пост президента. Но что он сделал первым делом? Он объявил всеобщие выборы. Выставил свою кандидатуру, одержал убедительную победу и получил мандат доверия.

Горький советский опыт

Почему мы с таким сомнением и подозрением наблюдали за этим процессом? Потому что научены советским опытом. А советские руководители, за исключением Хрущёва и Горбачёва, которых лишили власти, не покидали свою должность до последнего дня и помыслить об этом не могли даже в тот момент, когда они уже были тяжело больны. Создатель Советского государства Владимир Ильич Ленин был тяжелобольным человеком, инвалидом. Он не мог ни управлять страной, ни вообще ничего делать, но мысль о том, чтобы отказаться от высокой должности, ему в голову не приходила. Наоборот, известно его «Письмо к съезду», в котором он обсуждает характеристики своих товарищей. Смысл этого письма в одном — нет ни одного человека, который может заменить меня на высшей должности. В этом был весь смысл: «Друзья мои, только я могу вами руководить».

Сталин в последние месяцы тоже уже был в таком прискорбном состоянии, что не мог руководить страной и не занимался делами. Но, разумеется, никому и в голову не приходила мысль о том, что он может покинуть свою должность и отправиться на пенсию.

Леонид Ильич Брежнев в последние годы болел, не хотел заниматься делами. Там заседание Политбюро продолжалось несколько минут, после чего он уезжал в Завидово охотиться и расслабляться. Но опять-таки мысль о том, что он отправится на пенсию, ему и в голову не приходила. А затем его сменили Андропов и Черненко, которые вступали в высокую должность уже тяжелобольными людьми, инвалидами. Им обоим оформили бы инвалидность давным-давно, если бы они не входили в число высших руководителей страны. И тоже никому в голову не приходила мысль, что они могут оставить должность и отправиться на пенсию, а кто-то другой, помоложе, крепче, будет руководить государством. Конечно, над нами этот исторический опыт довлеет. Но в Казахстане всё было по-другому. И сразу стало ясно, что переход власти происходит реальный, потому что стала меняться политическая и экономическая программа.

Человек с очень интересной биографией

Зададимся вопросом: почему переход, транзит власти в Казахстане стал возможным? Потому что и первый президент, и второй президент очень давно знают друг друга. У нас меньше знают Касыма-Жомарта Токаева, все знают Назарбаева, а его знают меньше. Токаев — человек с очень интересной биографией.

Сын фронтовика — его отец прошёл всю войну. Сам он поехал в Москву учиться, поступил в очень престижный Московский институт международных отношений. Изучал китайский язык, что, поверьте, очень трудно. Китайский язык — один из самых сложных в изучении. Прекрасно выучил, был взят на работу в Министерство иностранных дел СССР, работал в центральном аппарате и в нашем посольстве в Сингапуре, в посольстве в Пекине. И ждала его, конечно, замечательная карьера в МИДе.

Но когда три десятилетия назад Казахстан стал самостоятельным, Токаев вернулся на родину и принял участие в создании независимой республики. Почему — потому что его позвал Назарбаев и потому что он патриот своего государства. На протяжении всех этих лет Токаев входил в команду Назарбаева. Многие говорят: он дипломат, внутренних дел не знает. Так говорят те, кто не знает его биографию. Да, он стал заместителем министра иностранных дел, министром, он выстраивал отношения Казахстана с внешним миром. А были очень тяжёлые проблемы, например граница с Китаем. Ведь граница Казахстана с Китаем — это бывшая советская граница с Китаем. Проблемы пограничные были очень тяжёлыми: то тут, то там в своё время вспыхивали настоящие боевые действия, потому что Китай не признавал ту границу, которая была установлена ещё во времена царской России. Токаеву удалось провести всю эту работу по демаркации, делимитации границ. Колоссальная проблема и она могла быть очень опасной. И Китай, надо сказать, согласился с тем, что ему предлагали.

Но дипломатической стезёй Токаев не ограничился. Он стал вице-премьером, потом главой правительства Казахстана. И все экономические проблемы прошли через него. Поэтому он прекрасно представляет себе, что такое экономика Казахстана. И потом многие годы он был председателем верхней палаты парламента. То есть человек с разносторонним политическим, экономическим и управленческим опытом.

Видимо, ясно было и тому и другому — первому президенту и второму, что они могут друг другу доверять. Но если происходит транзит власти, то он происходит. И вот совсем недавно Назарбаев передал полномочия главы правящей партии в стране тоже Токаеву. И есть разница в политическом курсе. 

Концепция «слышащего государства» производит сильное впечатление

Политическая реформа, которую проводит Токаев, очень интересна. Мы просто не обращаем на неё внимания. Смысл её состоит в том, чтобы сделать систему более выборной. Потому что там тоже выстроилась вертикаль власти, как и во многих республиках постсоветских. Но вертикали власти недостаточно, потому что у людей тогда нет ощущения, что от них что-то зависит. И вот Токаев последовательно делает всё больше и больше номенклатуру должностей избираемой. Он вводит графу «против всех», при этом он следит за тем, чтобы — это очень важно в нашей жизни — представительство в органах власти получали люди, которые обычно не проходят у нас в парламент и другие выборные органы. Это женщины, молодёжь и люди с ограниченными возможностями.

Конечно, на сей счёт ведутся споры, мол, зачем вводить квоты, это несправедливо. Но это не совсем так. На каком-то этапе квоты необходимы. Молодые люди, которые в противном случае должны долгое время ждать за дверью, пока освободятся места на карьерной лестнице, получают возможность развернуться. Речь идёт не вообще: просто молодой человек — на, садись и будь депутатом парламента. А речь идёт об одарённых молодых людях, которые получают такой шанс. Точно так же женщины и точно так же люди с ограниченными возможностями.

Очень важно то, что Токаев делает в сфере ограничения бюрократического аппарата. Его концепция «слышащего государства» производит сильное впечатление. Что значит «слышащее государство»? Это значит, что государственный аппарат слушает не только себя и не только вождя, но и людей. И у людей есть возможность пожаловаться и добиться, чтобы они были услышаны и чтобы их справедливые претензии были замечены и положение дел было исправлено. И Токаев следит за тем, чтобы чиновники не смели пропускать мимо ушей жалобы людей. Он ограничивает всевластие контролирующих органов, запрещает проверки мелкого и среднего бизнеса, которые, как мы понимаем, ничего хорошего для бизнеса не означают. Потому что он понимает реальную жизнь.

Конечно, люди, находящиеся наверху, часто утрачивают контакт с реальностью. Но только не Токаев, который, насколько я знаю, очень внимательно следит за тем, что не только пишут газеты и о чём говорят на радио, что показывают по телевидению, который следит за социальными сетями, понимает и чувствует настроения в государстве.

И что очень важно, что сразу его показало, как видного государственного деятеля. В марте 2019 года он стал главой государства. Потом выборы. Потом он разрабатывает свою программу. И тут начинается эпидемия. Разные руководители разных стран в ту пору, если помните, вели себя по-разному. Токаев был одним из немногих, кто сразу понял, что речь идёт о серьёзной опасности. Я его даже спрашивал: почему так сразу отреагировали на сообщения из Китая? Потому что вы синолог, потому что вы знаете Китай? Он сказал, что сразу обратил внимание на сообщения из Уханя о том, что люди заболевают и умирают, и почувствовал, что что-то не так. И Токаев очень быстро, очень рано объявил в стране чрезвычайное положение и принял все меры для того, чтобы как можно меньше людей пострадало. Он позаботился о том, чтобы в стране с максимальной скоростью появились вакцины. Казахстан приобретает «Спутник» и сам Токаев вакцинировался «Спутником». При этом Казахстан приобретает китайскую вакцину. И создал собственную — QazVac.

Что очень важно — Токаев позаботился о том, чтобы люди в эту трудную эпоху получали деньги. Он тоже принял решение раздавать людям деньги, чтобы поддержать их в этой трудной ситуации. Не все руководители государств считали это возможным, а он счёл это совершенно необходимым.

Вот что ещё отличает Токаева. Казахстан — государство, которое живёт за счёт экспорта природных ископаемых. Помимо нефти, о чём всем известно, там есть огромное количество природных ископаемых, которые пользуются, конечно, колоссальным спросом на мировом рынке. Токаев ставит вопрос о том, что нельзя жить только с продажи ресурсов. И многие с удивлением на него смотрят: ну зачем, от добра добра не ищут, продаём и прекрасно себя ощущаем? Но нет, это невозможно. И он заботится о том, чтобы иностранный капитал приходил в страну. Потому что иностранный капитал — это инвестиции, рабочие места, это налоги, это новые технологии. Их надо не бояться, инвестиций иностранных, а приветствовать. Он следит за тем, чтобы экономика разворачивалась в сторону современной жизни.

«Уважать историю соседей»

Поэтому мы видим, что транзит власти может быть абсолютно успешным. Но при этом, конечно, и первый президент, и второй президент явно относятся друг к другу с абсолютным доверием и понимают, как им нужно действовать.

Для нас важно в первую очередь то, что Казахстан является очень стабильным и надёжным государством. Это ведь Центральная Азия, где очень неспокойно, где далеко не все государства могут похвастаться стабильностью и спокойствием. А Казахстан — государство, в котором всё абсолютно стабильно и предсказуемо. Это очень важно. Он надёжный союзник и партнёр.

И вот что очень важно, о чём мы совсем не говорим. Происходит не только транзит власти. Но происходит во всех бывших советских республиках смена поколений. Это естественный процесс. Советский Союз распался уже три десятилетия назад. Появляются новые поколения политиков, которые смотрят на мир и на Россию другими глазами. Люди прежнего поколения, те, кто вырос в Советском Союзе, кто работал в Советском Союзе, помнят, что мы были частью единого государства. А молодые люди — нет. Они уже учились не в Москве, а в столицах других государств. У них другая оптика. И строить с ними отношения будет значительно сложнее, потому что это новое поколение с другими представлениями о жизни. Поэтому так важно сейчас, пока у власти находятся люди, которых мы понимаем, и они понимают нас, укреплять всячески отношения, решать те проблемы, которые возникают.

Понятно, что каждый день возникает множество проблем, которые нужно решать. Но решать их, мне кажется, нужно побыстрее, пока мы имеем дело с людьми, которые, ещё раз скажу, которые нас знают и которых знаем мы. И это очень важный процесс.

Важно, чтобы мы понимали, что происходит у наших соседей, в том числе в познании прошлого, которое нас с вами так особенно интересует. Когда Советский Союз распался и возникли новые государства, то, естественно, там начался процесс создания собственной национальной истории. Ещё раз скажу, многое кажется нам странным. Но это потому, что мы наблюдаем со стороны. Наверное, очень важно было бы налаживать отношения между историками разных стран, создавать совместные комиссии. У нас такие совместные исторические комиссии со многими государствами существуют. Академия наук России следит за этим. Это очень важный опыт, нужно его наращивать и понимать, что интересует наших соседей в истории, соучаствовать в этом процессе, обсуждать, понимать, вглядываться в прошлое.

Если говорить о Казахстане, то, конечно же, в советские времена степная культура, культура степняков, явно совершенно недооценивалась. А для Казахстана это прошлое, которым люди, живущие в Казахстане, дорожат. Очень важно принимать участие в обсуждении этих исторических вопросов, потому что это наши близкие соседи, союзники и партнёры. Мне кажется, из этого надо исходить, поскольку прошлое, как мы с вами хорошо пониманием, влияет на сегодняшний день, то очень важно принимать участие в осознании и понимании этого прошлого. Чем мы с вами занимаемся и будем неустанно заниматься.

Источник